Это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, со-бытийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей (Д.В.Григорьев).
Как отмечает автор этого определения, «в режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное детское самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но на складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел».
В контексте воспитания детское самоуправление имеет значение как средство (и средство достаточно действенное) воспитания самостоятельности, ответственности, трудолюбия школьников, а, кроме того – как средство их самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление реально существует лишь там, где школьники сами (или при поддержке взрослых) придумывают, планируют, организуют, проводят, анализируют те или иные интересные и важные для них дела.